Государственное учреждение

"Шумилинский районный центр гигиены и эпидемиологии"

14 ноября – Всемирный день борьбы с диабетом

Медсестры и диабет. Медсестры меняют ситуацию

14 ноября – Всемирный день борьбы с диабетом. Его целью является повышение осведомленности о том, что каждый человек, болеющий сахарным диабетом или подвергающийся риску развития диабета, заслуживает самого лучшего образования, профилактики и лечения. Широкая распространенность, ранняя инвалидизация пациентов, высокая смертность явились основанием для экспертов Всемирной      организации здравоохранения (ВОЗ) расценивать сахарный диабет как эпидемию особого неинфекционного заболевания, а борьбу с ним считать приоритетом национальных систем здравоохранения.

Дата 14 ноября отмечается ежегодно с 1991 года в день рождения Фредерика Бантинга, канадского физиолога, открывшего в 1922 году совместно с профессором Джоном Макледом гормон инсулин. Этот день служит напоминанием человечеству о том, что заболеваемость сахарным диабетом неуклонно растет.

Основные принципы получения медицинской помощи – это уважение достоинства личности пациента, соблюдение совокупности и единства факторов, обеспечивающих разные потребности человека, в том числе здоровья, свободы выбора лечащего врача, разумного стимула самостоятельности медицинской сестры, сочетаемости труда врача и медицинской сестры; своевременность и качество медицинской помощи для всех пациентов с сахарным диабетом, независимо от пола, веры, места жительства, уровня доходов и положения в обществе.

Команда «врач-эндокринолог – медицинская сестра» вместе с пациентом идут к одной цели – правильное ведение диабета, являющееся залогом хорошего общего самочувствия и снижения риска осложнений.

Известно, что перегруженность врача на амбулаторном приёме ведет                    к ухуд­шению качества разъяснительной работы с пациентами, имеющими хроническую патологию. Особенно это касается пациентов с сахарным диабетом, нуждающихся в получении особых знаний по своей проблеме, поскольку в состоянии здоровья этой категории пациентов могут происходить изменения, требующие квалифицированного комментария. Грамотные медсестры вполне могут вы­полнять эту работу в амбулаторной «Школе диабета».

Важнейшей задачей обучения пациентов с сахарным диабетом является подготовка к активному применению знаний, способствующих повышению качества их жизни, зависящего от уровня компенсации, позволяющей противостоять негативным факторам болезни.

Сахарный диабет внесен рабочей группой ВОЗ (1998 г.) в список заболеваний и состояний, при которых обучение составляют существенную часть лечебного процесса. Кроме этого принят ряд документов, способствующих организации обучения пациентов с сахарным диабетом.

Согласно прогнозу, сделанному международным сообществом,                          что XXI столетие будет веком образования, наблюдается возрастание значимости обучения, в том числе медицинского. В этой связи совершенствование обучения в «Школе диабета» находится в русле необходимых перемен.

Исследованиями, проведёнными в государствах Западной Европы, установле­но наличие особых качеств у людей, преподающих основы профилактической ме­дицины: коммуникабельность, честность, новаторство, ответственность за прини­маемые в пользу здоровья решения, умение разрешать конфликты, содействие качеству жизни человека.

Личность медицинской сестры, работающей в «Школе сахарного диабета», явля­ется важнейшим компонентом успешной работы.                                    Ее профессиональная значимость повышается в зависимости от личной способности получать информацию о физическом и психическом состояниях пациентов, о проблемах, вызванных болезнью.

Обучение хронического больного сахарным диабетом предусматривает несвойственные функ­ции медицинской сестры, знания и умения из области педагогики и психологии.

Медицинская сестра, зная средовые и биологические факторы риска развития сахарного диабета (ожирение, гиподинамия, стрессы, наследственность, вредные привычки, ишемическая болезнь сердца и артериальная гипертензия, вирусные сезонные инфекции, краснуха, эпидемический паротит, инфекционный мононуклеоз, наличие антител                              к антигенам поджелудочной железы, гепатит), является важным звеном профилактической медицины.

Она пропагандирует идеологию сохранения здоровья; учит пациентов принимать нестандартные и самостоятельные решения в пользу здоровья, предвидеть риск и его последствия при выборе разрушающих здоровье действиях.

Медицинские работники осознают необходимость объединения усилий общества по воспитанию нового поколения пациентов, мотивированных                              на созидание и сохранение, а не на разрушение здоровья.

Подготовка специалистов, пропагандирующих населению основы профилактической медицины и отвечающих вышеперечисленным характеристикам – трудоёмкий и длительный процесс. Системный подход позволяет мотивировать их стремление к самообучению.

Полномочия, даваемые медицинской сестре этой творческой и самостоятельной работой, позволяют использовать резервы медицинского профилактического обучения в «Школе диабета»:

  • учитывать индивидуальные пожелания пациентов;
  • использовать мотивацию и уровень готовности пациента                                    к сохранению стабильной компенсации сахарного диабета;
  • применять новые технологии обучения основам профилактической медицины и медицинской реабилитации для пациентов с сахарным диабетом;
  • учитывать возможности СМИ и новых форм учебы взрослых пациентов.

Профессиональная востребованность и успешность медицинских сестёр, работающих с пациентами с эндокринной патологией, во многом зависит от следующих факторов.

  • опыта, способствующего скринингу скрытых качеств личности и потенциа­ла обучаемого пациента с сахарным диабетом;
  • наличия собственных развитых навыков общения, грамотной речи, уверен­ности, профессионального поддерживающего поведения;
  • осознания уровня ответственности перед пациентом, его семьёй и обще­ством в целом, значимости собственного вклада в общественное здоровье;
  • постоянного развития собственного педагогического мастерства;
  • контроля влияния факторов риска на осложнения сахарного диабета согласно требованиям ВОЗ. Принцип «разумной достаточности» отвечает сокровенному желанию заболевшего сахарным диабетом человека, стремлению к тому качеству жизни, которое дает комфорт на фоне имеющейся болезни.

В этой связи уместно развить понятие об особом осознанном выборе человеком образа жизни, воздействующего на имеющиеся в семье факторы риска. Медицинской сестре извест­ны факторы нерационального питания, экологии, физической активности на разви­тие ряда распространенных заболеваний.

Отношение человека к здоровью лежит в основе программ инновационного развития в системах здравоохранения ряда стран.

Одной из миссий организаторов здравоохранения является создание благопри­ятных условий для саморазвития личности пациента при обучении                  в «Школе диабета».

Идеология мотивации поведения человека в пользу здоровья относится                  к новым понятиям, не совсем усвоенным даже медицинскими работниками. Общество, начиная с врачей, слабо владеет основами санологии (науки о здоровье), поскольку в обязательном курсе обучения более всего рассматриваются вопросы лечения, нежели профилактики болезней. Между тем ВОЗ опубликовала экономическую статистику, свидетельствующую о том, что 1 доллар, вложенный в профилактику, сохраняет 20 долларов, потраченных                    на лечение. Еще более впечатляющая эта статистика в отношении пациентов                   с сахарным диабетом.

Внедрение методики скрининга для ранней диагностики эндокринологических заболеваний, выявления осложнений сахарного диабета на начальных стадиях, при которых лечение наиболее эффективно, позволило:

  • достоверно уменьшить случаи слепоты с 2,1 ± 0,1 % до 0,63 ± 0,05%;
  • стабилизировать показатель количества больных без проявлений уремии на уровне 3,4 ±0,1%;
  • уменьшить потребность в госпитализации в 2-3 раза;
  • достичь экономической эффективности в профилактике ампутаций — 2517 у.е. на одного пациента в год.

Применительно к пациентам с сахарным диабетом распространение идеологии правильного пове­дения в пользу компенсации болезни является стратегической задачей для врачей и медицинских сестер. Известные слова Сократа: «Здоровье – это не все, но все без здоровья – ничто!» наши пациенты зачастую вспоминают, когда уходит комфорт, происходят негатив­ные изменения в состоянии здоровья.

В этой связи следует уделять внимание использованию современных техноло­гий превентивной медицины на инновационной основе, которые нужно развивать при обучении в «Школе диабета».

Важными задачами медицинской сестры в обучении в «Школе диабета» являются:

  • мотивация самостоятельного развития у пациентов с сахарным диабетом волевых и практических навыков по соблюдению определённых болезнью ограничений без надрыва;
  • развитие интереса к полученным знаниям.

Инновационными аспектами в работе «Шко­лы диабета» являются:

1. Изменения в организации учебного процесса и возможность дистанционно­го обучения: использование нетрадиционных форм преподнесения ма­териала, формирование проблемных вопросов диабетологии, совместный поиск решений индивидуальных или типичных проблем, стимулирование познавательной активности обучающихся по принятию личной ответствен­ности за здоровье через преобразование внутреннего и внешнего мира.

2. Практика по закреплению у пациента с сахарным диабетом жизненно важных навыков, вклю­чающая групповую дискуссию, диалог, проблемный семинар или практикум. Это может быть также разработка проектов, воплощение и оценка получен­ного результата для здоровья.

Совершенствование работы «Школы диабета» включает  следующее:

1. В процессе своего обучения пациенты отрабатывают приёмы                            по жизненно важным навыкам, учатся прогнозировать результат своего поведения и ле­чения сахарного диабета, анализировать возможные варианты          их использования.

2. Активные формы проведения занятий с пациентами позволяют                        им отрабо­тать конкретные навыки, ту или иную технологию заданной деятельности.

3. Тренинговая форма работы дает возможность прожить, обсудить и проанализировать разные типичные и форс-мажорные ситуации в течении сахарного диабета. Каждый может получить практический опыт на будущее.

4. Суть практики обучения в «Школе диабета» – развитие и акти­визация творческого потенциала личности больного сахарным диабетом по принятию новой идеологии поведения, полезного для здоровья, через поиск.

5. Множество существующих методов, методик и технологий дает медицинской сестре поле для индивидуального выбора по их применению.

Помимо традиционных форм обучения больных в «Школе диабета» можно использовать новые формы:

  • организация курсов видеолекций в рамках различных международных про­ектов и благотворительных фондов;
  • организация рингов-диспутов или дискуссий на темы, входящие                         в обучаю­щую программу или интересующие обучаемых пациентов;
  • проведение фестивалей образа жизни с сахарным диабетом в рамках региональных оздоро­вительных акций;
  • проведение старшими школьниками тематических утренников                                 в начальной школе по профилактике сахарного диабета;
  • организация работы «Школы по профилактике диабета» в конкретных обра­зовательных учреждениях;
  • установка телефона доверия по любым проблемам сахарного диабета, методам его личной и общественной профилактики, общим рекомендациями               по новому образу жизни с сахарным диабетом;
  • проведение специалистами тренингов для родителей детей, больных сахарным диабетом, по коррекции детско-родительских отношений;
  • издание газет, информационных бюллетеней, листовок. В составе редакци­онного совета могут работать специалисты-медики;
  • использование опыта участия образовательных медицинских учреждений в республиканских и общеевропейских Единых Днях заболеваний. Это оценено как новая востребованная форма обучения профилактической меди­цины. Объединение усилий по профилактике различных болезней                          с мировым сообществом является полезным для всех участников подобных акций.

Творческий подход медицинской сестры к использованию новых форм, средств и методов обуче­ния в «Школе диабета» позволяет выделить лучшие группы, используя компонент соревнования.

Теоретически суть нововведений при обучении в «Школе диабета» определена в опережающей подготовке заболевшего сахарным диабетом жизненно важным навы­кам, а практически реализуется технологиями работы                  в разнообразных формах де­ловой игры, тренинга, тестирования, диспута или просмотра учебного фильма.

Задача медицинской сестры – обратить пациента в своего союзника, единомышленника. Это возможно и достигается после обучения пациента                      с сахарным диабетом основным правилам поведения, полезным                                  для компенсации и минимизации негативного воздействия болезни.

Правила включают:

1) устранение вредных привычек – курение, употребление алкоголя;

2) систематизацию привычных прогулок и приобретение новых        привычек – регулярных физических нагрузок;

3) изменение соотношений основных компонентов пищи;

4) самостоятельный контроль диабета, который построен на основе следующих принципов:

 регулярные измерения содержания глюкозы в крови;

грамотная оценка полученных показателей;

умение изменять свое лечение в соответствии с полученным результатом.

Выражение: «Каждый человек может снять свое будущее с книжной полки» в полной мере можно отнести к ежедневной работе медицинских сестер, которые играют центральную роль в стратегии улучшения здоровья населения.

Главный врач УЗ «Витебский областной

эндокринологический диспансер»,

главный внештатный специалист

по эндокринологии ГУЗО                                                     Л.М.Педченец

еще статьи

Статьи

Если укусил клещ

Большое значение для профилактики заражения клещевыми инфекциями имеет правильное удаление клеща. Чем раньше удаляется присосавшийся клещ, тем меньше вероятность возникновения заболевания. При обнаружении присосавшегося клеща

Статьи

Исследование клещей на наличие возбудителей клещевых инфекций.

Государственное учреждение «Шумилинский районный центр гигиены и эпидемиологии» в целях оптимизации энтомологических лабораторных исследований клещей на территории Витебской области сообщает, что с 01.08.2025 организована работа

Шумилинский РЦГЭ

8 (02130) 54565

8 (02130) 54568

2019